Чань И Цюань

Чань Цюань

Чан цюань в переводе означает "Длинный кулак". Вообще говоря, название "Чан-Цюань" встречается в Ушу довольно часто, причем, не всегда имеется в виду одно и то же. Так, например, даже стиль Тайцзи Цюань, очень отличающийся от Чан Цюань, в свое время тоже был известен под этим названием, которое получил за "протяженность" движений. Кроме того, термин "Длинный кулак" используется для характеристики многих стилей, в основе которых лежит использование длинных ударов, поэтому Чан-Цюань можно считать названием целого направления боевого искусства, в котором отдавалось предпочтение ведению рукопашной схватки на длинной дистанции.

В данном случае под термином "Чан Цюань" подразумевается современный спортивный стиль, характеризующийся широкой амплитудой движений, высоким темпом исполнения, большим количеством прыжков и ударов ногами. Благодаря красоте, свободе и стремительности передвижений, жесткости и акцентированности приложения силы, этот стиль пользуется большой популярностью у молодежи. Это совершенно естественно, т.к. в связи с серьезными требованиями к скорости, огромному количеству движений, высокой гибкости и подвижности суставов (которые возможно развить только в детском или юношеском возрасте), Чан Цюань действительно наиболее подходит именно молодым людям.

Этот стиль составлен из нескольких древних северных стилей (чжа-цюань, хуа-цюань, пао-цюань и т.д.), причем при объединении этих школ была стандартизована и методика их преподавания, унифицированы техника ударов руками и ногами, стойки, перемещения, прыжки, балансировки и другие базовые приемы.

После такой унификации, Чан Цюань используется в КНР в качестве базового стиля при изучении ушу в школах, ВУЗах и армии.

Особенности Чан Цюань заключаются в следующем: низкие стойки и длинные удары руками; многочисленные высокие прыжки; быстрота в движении и устойчивость в покое; четкость ритма в чередовании твердости и мягкости, ускорений и замедлений; точность и жесткость в приложении силы.

В современном Чан Цюань (точно также, как во всех остальных стилях) для развития и демонстрации мастерства используются формальные упражнения (таолу) с оружием (шест, меч, сабля, копье, цепь и т.д.) и без него.

Особенности стиля:

  • Правильность стоек. Основное в стойках - это формирование правильной "структуры" тела, минимизация усилия, необходимого, как для пребывания в состоянии покоя, так и для моментов передвижения. Для придания телу устойчивого и гармоничного положения, голову следует держать прямо, грудь - расправить, плечи - опустить, поясницу - выпрямить, ягодицы - подобрать. Движения верхних конечностей свободные, уверенные и сильные, нижних - четкие и сдержанные.
     
  • Четкость исполнения и демонстрации приемов. В комплексах (таолу) Чан Цюань должны быть четко выражены удары ногами, руками, броски, захваты и прочие технические приемы. Особо должны выделяться атакующие и защитные действия.
     
  • Важность работы корпусом. Движения корпуса "запускают" движения всего тела. При этом туловище играет роль связующего звена между верхней и нижней половинами тела. Именно подвижность корпуса, позволяет естественно использовать все многообразие приемов Чан Цюань: "втягивание", "выталкивание", уклонение, раскрытие, толчки плечом, вытеснения и т.п. При этом тело образует единое целое, за счет чего движениям становится присуща согласованность во внутреннем и внешнем плане: верхний уровень тела является единым целым с нижним, движения корпуса следуют за шагом, движения ног предшествуют движениям рук, сила выбрасывается энергично.
     
  • Взгляд следует за движениями рук. Техника работы глаз (Янь-фа) - это важнейшая составляющая Ушу, которая состоит с том, что внутренняя духовная сущность проявляет себя через взгляд, а движения выполняются в состоянии концентрации духа и наполнены жизненной энергией. Для достижения этого необходимо следовать принципу "глаза и руки взаимосвязаны, взгляд предшествует движению руки".
     
  • Концентрация сознания. Для достижения победы в рукопашной схватке, необходимо пребывать в изменном состоянии сознания, которое невозможно без концентрации всех духовных сил, которая должна выразиться в безусловной храбрости, скорости ума и несгибаемом бойцовском духе.
     
  • Разум направляет силу. При выполнении любых технических приемов, сила должна быть взрывной, а не закостенелой; мягкой, но не рыхлой; твердость и мягкость гармонично "переходят друг в друга, Это достижимо только за счет того, что ум управляет движением и распределяет выброс силы При этом выдох соответствует моменту приложения силы, содействуя достижению единства внутреннего и внешнего.
     
  • Правильность дыхания. Структура формальных упражнений достаточно сложна, движения стремительны и многочисленны. Поэтому их выполнение возможно только при правильном дыхании, позволяющем в полной мере обеспечить энергией весь организм. Поэтому в Чан Цюань серьезное внимание уделяется дыханию животом, погружению Ци в энергетический центр Дань-Тянь и искусству накопления энергии.
     
  • Соблюдение четкого ритма. Именно сочетание во время исполнения комплекса ускорения и замедления, движения и покоя, твердости и мягкости, прыжков и падений делает Чан Цюань одним из наиболее зрелищных стилей Ушу.

    Систематические занятия чан-цюань оказывают следующее благоприятное воздействие:

  • Широкоамплитудные движения Чан Цюань предъявляют высокие требования к подвижности суставов, эластичности мышц и связок, способствуя тем самым, увеличению гибкости тела.
     
  • Во время исполнения сложных движений, в работу вовлекаются практически все мышц человеческого тела. Это требует потребления большого количества кислорода, безупречной работы легких и сердца.
     
  • Чрезвычайно разнообразные технические действия (удары руками, ногами, прыжки, броски, захваты и т.д.) развивают физическую силу, выносливость, быстроту, прыгучесть, координацию и т.п.
     
  • Для реализации принципа "быстрота в движениях и устойчивость в покое" бывает необходимо мгновенно приходить в движение из состояния покоя или, наоборот, сменять удар, вращение или прыжок на сбалансированную устойчивую позицию. При этом изменениям физической скорости соответствуют и изменение состояния сознания ума, что способствует повышению чувствительности и уравновешенности центральной нервной системы.

    Таким образом, кроме повышения боевого мастерства, регулярные занятия Чан Цюань развивают силу и скорость, гибкость и координацию улучшают работу сердца, легких, центральной нервной системы. Короче говоря, способствуют целостному развитию всего организма.

    На главную страницу
    Сайт создан в системе uCoz